По старому стилю 28 октября.
По народным приметам, чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.
Параскева Пятница — покровительница одноимённого дня недели. Она на Руси особо почиталась. Пятница — день крепостной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны. Женщины считали Параскеву своей заступницей: она покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. На иконе Параскева изображается суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венком на голове.
В день памяти Параскевы в церковь для освещения носили плоды и зерно, которые как святыня хранились крестьянами до следующего года. Крестьяне чтили родники, ручьи, колодцы Параскевы. По древним преданиям, в их воде являлась людям икона Параскевы, вследствии чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При таких источниках и колодцах, называемых в народе «пятницкими» или «Пятницами», вешались иконы святой Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в Девятую, Ильинскую пятницу и день Параскевы совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от разных болезней. Бабы бросали в воду кудель: «Матушке Пятнице на становину!» К родникам Параскевы приводили матери своих больных детей, умывали их освящённой водой, и отступали детские болезни, осенняя простуда.
Существует множество народных легенд о чудесных исцелениях больных.
Водой омывали больные места, обливались, брали с собой в бутылки, чтобы использовать в течении всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась.
Заболевший человек «завечался на пятницу» — обещал сходить к источнику святой Параскевы и бросал в него какой-нибудь «завет» — жертвенное приношение параскевы, самыми распространенными «заветами» были деньги, предметы одежды с заболевшей части тела, полотенца. Считалось, что принесённый «завет» дойдёт до Параскевы и она поможет выздоровлению.
Она считается целительницей людей от самых тяжёлых душевных и телесных недугов: «от дьявольского или нечистого наваждения», «от корчей и трясучек», от лихорадки, зубной или головной боли. В честь святой Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя таким образом от разных болезней: «Спасителтница наша во дни и минуты горестные, во мгновения раздорожия духа нашего — она приходит к нам незримо и указует ступить тихохонько, но туда, где она уже развела беду рукми своими. И чисто это место. Подняла она нас с колен, пустила вновь в жизнь».
Часто подобные «молитвы» привязывались к голове для исцеления от головной боли: чтобы освободиться от нечистого духа, ставились свечи перед иконой святой Параскевы Пятницы.
Кроме того, Параскева Пятница молились о защите от коровьей смерти, о сохранении скота от падежа.
В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин называли «долговязая пятница») с длинными распущенными волосами, символизирующими лён. По народному поверью, она является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретён, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день.
Параскеву, наряду с Богородицей, считали покровительницей брака и родов. Её называли «повивальной бабкой», которая занималась повоем («повой» — помощь женщине при родах; «повивать» — принимать младенца). Девушки просили Параскеву о замужестве: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее», «Девята Пятница — Прасковея, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее», «Выйти хоть за срарца, лишь бы в девках не остаться», «С мужем — нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой — хоть волком вой». В день святой Параскевы девушки гадали о женихах. Подобно тому как гадали в дент Покрова, Образ Параскевы объединился в народном сознании с образом Богородицы:
«Стояла Милостива жена да милосердна
Во край пути да край Дороги.
Во сне её и Пятница явилась,
Сама пресвятая Богородица…»
По древним верованиям, святая Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы, так же как и образ Богородицы. Существовало поверье, что в пятницу, на «матушку Прасковью, грехом было тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землятресение».
Покровительствовала Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другой в течении девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки.
В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница, и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать её и относились с должным уважением. Известна легенда о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку, и с тех пор лягушки и появились на земле.
Чтобы не прогневать святую Параскеву Пятницу, необходимо было в день её памяти и в другие пятницы соблюдать определённые обычаи и не нарушать запретов. В этот день бабам нельзя было заниматься ручной работой. Не разрешалось купаться и купать детей, чтобы «ребёнок не сохнул». Если ребёнка всё-таки искупали в пятницу, то для того, чтобы он не заболел и на него не напал «сушец», выполняли следующий обряд: мать отдавала своего ребёнка посторонней женщине. То подходила с ним к окну и продавала его за грош матери. Этот грош получившая его женщина должна была истратить в пользу святой Параскевы Пятницы. В этом обряде продажа и выкуп ребёнка делает его «чужим», «новым», «вновь купленным», что снимает с него кару за купание в недозволенный день.
В православном календаре это день великомученицы Параскевы, наречённой Пятница; мучеников Терентия, Неониллы; святителей Арсения, архиепископа Сербского, Димитрия, митрополита Ростовского; преподобного Иова, игумена Почаевского.
Именины (святцы)
Арсений, Анна, Валентина, Георгий. Дмитрий, Иван, Иов, Кириак, Максим, Мануил, Николай, Нит, Прасковья, Степан, Терентий.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.