По старому стилю 1 марта.
По народным приметам, день 14 марта считался летоуказателем: каков день, таково и лето.
Если на Евдокию Плющиху ясно – год прекрасный, если пасмурно – год плохой. Наблюдали и за ветром. Откуда ветер подует, оттуда и весна придёт. Народившийся месяц под Евдокию с дождём предвещал мокрое лето. Нередко в этот день бывает возврат зимы. Крестьяне примечали, если на Евдокию холодно, скот придётся кормить лишние две недели. В народе говорили: «Если на Евдокию курочка воды напьётся, то на Егорьев день (6 мая) овечка травы наестся». С Евдокии начинаются первые оттепели: «Евдокия снег настом плющет – оттого Плющихой зовётся», «Евдокия красна – и весна красна».
По народному поверью, Евдокия заведовала у бога весной. Поэтому в старину её называли весенницей. У Евдокии хранились ключи от весенних вод: захочет весенница – рано пустит воду, не захочет или прогневается – задержит, или морозы напустит. Поэтому, чтобы не прогневать Евдокию и в этот день никогда не работали, а праздновали.
Праздник «Евдокии Плющихи»
В этот день встречают весну и поют: «Весна красна, что ты нам принесла? – Красное летечко?»Если увидят в этот день ласточку, бросают в неё ком земли и говорят: «На тебе, ласточка, на гнездо!»
Праздник Евдокии Плющихи считался бабьим праздником. Женщины-хозяйки, у которых были овцы, заказывали перед иконой Евдокии молебны, чтобы заручится её поддержкой. Хозяйки также гадали о весенней погоде. Для этого в бутылку с водой ставили веточку берёзы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище.
Чтобы приблизить весну, женщины и дети начинали её кликть. Они забирались на крыши домов или на пригорки и пели заклички. На Русском Севере кое-где, чтобы ускорить ледоход, воду из колодцев носили вёдрами в реку.
Крестьяне верили, что снег, собранный на Евдокию, обладает особой целительной силой, его сохраняли в кувшинах, спрятанных от чужого глаза, и целый год давали больным от всяких болезней. Детей умывали талой водой, чтобы росли крепкими. Кропили этой водой стены, чтобы они дышали. По обычаю в этот день ели коливо – вареные хлебные зёрна с мёдом и сушёными плодами, или рис с изюмом.
Обрядовое блюдо «Коливо»
2 стакана ячневой крупы, 3 л воды, 1 стакан молока, 2-3 столовые ложки мёда, 2-3 столовые ложки клюквенного или смородинового варенья, неполный стакан мака.
Крупу промыть, отварить в воде на умеренном огне, снимая всё время пену. Как только крупа начнёт выделять слизь, лишнюю воду слить, а кашу переложить в другую посуду, добавить молоко и варить до мягкости крупы и загустения, всё время помешивая.
Отдельно подготовить мак: залить его крутым кипятком, дать распариться, оставив на 5 минут. Затем воду слить, мак промыть, вновь залить крутым кипятком и сразу же слить его, ка только начнут появляться капельки жира на поверхности воды. Распаренный мкк перетереть, добавляя по половине чайной ложечки кипятка к каждой столовой ложке мака.
Подготовленный мак смешать с загустевшей, размоченной ячневой кашей, непрерывно помешивая, снять с огня и заправить вареньем.
С первыми признаками весны готовились к весенним полевым работам. Об этом дне говорили: «Пришла Евдокия, мужику (старику) затея: соху точить, борону чинить». В этот день заканчивались сроки зимних наймов на работу, начинались наймы весенние. О работе договаривались «с Евдокии до Егория», «с Евдокии до Петрова дня».
С Евдокии женщины начинали белить холсты, говоря, что в этот день «все подземные ключи закипают» и способствуют работе.
Также в этот день сеяли капусту. Считалось, что посеянная на Евдокию рассада не может пострадать от мороза.
Православная церковь отмечает день преподобномученицы Евдокии; мученицы Антонины; преподобного Мартирия Зеленского.
Именины (святцы)
Антонина, Антон, Агап, Евдокия, Маркелл, Мартирий, Матильда, Нестор, Никифор, Сильвестр.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.