По старому стилю 5 февраля.
По народным приметам, если в этот день, третий после Сретения, было тепло, то больше холодов не придвиделось. Мороз в этот день — к дружной весне, сухому и жаркому лету.
Мученица Агафья почиталась среди крестьян как покровительница домашнего скота. Крестьяне верили, что Агафья оберегает от болезней коров, за что она и получила провище Коровница (Коровятница). Говорили: «На Агафью коровья смерть по сёлам ходит».
По поверью, чтобы предохранить скот от паждежа, в этот день крестьяне вешали в сарае старые лапти, пропитанные дёгтем — коровья смерть боится дегтярного запаха. В случае падежа скота или для его предотвращения в день Агафьи-коровницы, кмк и во Власьев день, во многих местах в росии совершали обряд отпахивания деревни.
Обряд «Отпахивания деревни»
Ночью тайно собирались все женщины с распущенными волосами, одетые только в рубахи. Они брали в руки кто дубину, кто косу, на одну из вдов надевали хомут без шлеи и запрягали её в соху, а затем совершали процессию вокруг деревни. Землю взрывали сохой так, чтобы поасты отваливались в сторону от селенья. С собой брали петуха, кошку и собаку. Во время шествия женщины выкрикивали: «Смерть, смерть коровья — не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!» После обхода животных погребали за пределами деревни, веря, что «коровья смерть» не войдёт на территорию, очертенную магическим кнутом с помощью сохи.
Агафью счтали заступницей от пожара и в этот день освящали в церкви хлеб с солью. Если случался пожар, этот хлеб с сольюбросали в огонь или в поле — чтобы огонь подальше ушёл.
На Агафью поминали отошедших в мир иной отцов-прадедов, защищали дом от нечистой силы. Вечером закрывалитрубы. Замазывали глиной, жгли чертополох, чтобы нечистая сила не влетела в трубу и не поселилась в доме.
Нечистая сила
У восточных славян нечистая сила («нежить», «нечистки») — водяные, лешие, домовые и т. д. Само происхождение нечистки в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангеалх (в русских легендах черти — ангелы, уставшие славить Бога). Падшие ангелы, сброшенные с неба, попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.
Заговр от нечистой силы
Вначале читают молитвы «Отче наш» (3 раза), «Богородица» (3 раза), «Да воскреснет Бог» (3 раза), а затем заговор.
«Господь Боже, благослави, а ты, дом-домище, стоишь на своём местище, на старом гнездище. Стоял дуб-царь на синем море, собирались на нём птицы-соловушки, свивали гнёздочки, вот вам дом. Крестом крещу, крестом ограждаю, крестом прогоняю. Будь ты, враг, изгнан всегда, ныне и присно. Аминь. Аминь. Аминь».
Читать 3 раза на чёрствый хлеб и съесть его.
Этот день назывался также Агафьей-голендухой, так как к этому времени в крестьянском хозяйстве подходили к концу все запасы прошлого года, и наступала «голендуха» — голод.
В православном календаре это день мученицы Агафьи, святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, мучеников Макария, Елладия. Празднование иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Именины (святцы)
Агафья, Антон, Василиса, Макарий, Феодосий, Федулия, Элладий (Елладий).
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.