По народным приметам, если паук выходит из гнезда и делает новую паутину – к погоде.
Вороны под тучи взвиваются – к ненастью.
В народе этот день ждали целый год, так как считали его особенным и посвящали богу Яриле. В народе верили, что в этот день происходят сверхъестественные явления: на земле появляются дыры, через которые можно посмотреть на другой край земли или на потусторонний мир.
Из старины идёт поверье: «Ярила – добрый молодец, на белом коне разъезжает по всей Руси великой: на кудрях венок, во левой руке пучок ржи, в правой – палица. Взмахнёт Ярило рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся; палицей – громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит – шёлкова трава стелется с цветами лазоревыми, Федул на двор заглянул – пора серпы зубить, к жнитву готовится загодя».
К этому дню приурочивали ярмарки-торжки. Праздник сопровождался песнями, плясками, кулачными боями. Вечером у костра пели песни, веселились, заваривали душистый чай из трав. Также принято было набивать матрацы свежескошенной, высушенной травой.
Русский кулачный бой – это рукопашное соревнование без применения оружия, главное праздничное развлечение парней и молодых мужчин. В отличии от драки кулачный бой вёлся по негласным правилам: лежачего не бить, не биться по увечному, мазку не бить (бой до первой крови), не бить сзади. Но эти правила соблюдались не всегда, случались и смертельные случаи. В 1636 году патриарх Иосиф писал, что «на праздниках многие люди не токмо, что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убийства». Кулачные бои воспитывали у мужчин такие качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость, мужество. Участие в кулачных боях считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. К бою готовились за одну-две недели: парились по нескольку раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба. Важно было психологически настроиться на успех: набраться бойцовской храбрости и мощи. Для этого бойцу нужно было «убить змею чёрную саблей или ножом, вынуть из неё язык, завернуть в тафту зелену и в чёрную, положить в сапог в левый и обуть на том же месте. Идя назад не оглядываться, а кто спросит, где ты был, ничего не говорить».
Знахари с помощью заговора обеспечивали победу в кулачном бою.
Бой считался законченным, если побеждённая команда бежала с поля. В завершении все участники кулачных боёв собирались вместе на пирушку, обсуждали подвиги бойцов, похвалялись. Особые подвиги славились по всей округе, передавались от одного поколения к другому и нашли своё отражение в былинах:
«Да съехались оны с копьями –
Только копья-то в кольцах попригнулисе.
Да съехались богатыри палками
Только палки по щербням отвернулисе.
Соскочили они со добрых коней
Да схватились оны на рукопашный бой».
В православном календаре это день мучеников Леонида, Ипатия, Феодула. Празднование Боголюбской иконы Божией Матери.
Именины (святцы)
Еферей, Леонтий, Ипатий, Феодул, Эразм.