По старому стилю 1 апреля.
По народным приметам, если на Марью вода широко разольётся, то травы будет много. Об этом дне говорили: «Марья половодье начинает».
Если лёд ломается хрясно, то ходить опасно. Если лёд сходит вдруг, то год будет лёгким, счастливым.
Обычно этот день приходится на Великий пост, поэтому в этот день варили постные щи без мяса. С Марьи пустые щи и до Марфы – зелёные щи (16 мая). Неистребимый ничем аромат щей – «щаной дух» – всегда стоял в русской избе. Со значением щей в повседневной жизни были связаны русские поговорки: «Щи – всему голова», «Щи да каша – пища наша» и др. Щи не надоедают при частом употреблении. Их можно есть чуть ли не ежедневно в любое время года.
Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты (либо в составе капусты, либо в чистом виде) или, вместо неё, щавелем (зелёные щи), разваром зелёных, диких или антоновских яблок, солёными грибами, а также сметаной (в щах из свежей капусты). Вот почему капусту заменили в щах различной зелёной, кислой или нейтральной массой (щавелем, снытью, крапивой, борщевиком – в так называемых зелёных борщевых щах), а также овощами, хорошо впитывающими кислоту (репой или редькой – в так называемых репиных щах).
Чем проще овощной состав щей, чем постнее они, тем больше умения требуется для их приготовления. Настоящие щи немыслимы без пряной заправы, которая играет немалую роль в создании щаного духа. Прежде всего, огромное значение имеет внесение лука в щи. Наилучшим способом является его двойная закладка: первый раз – целой луковицей вместе с кореньями и грибами (затем эту луковицу вынимают) и второй раз – мелко нарезанным луком (крошеным) вместе с капустой. При этом никогда в щи нельзя вносить пережаренный на масле лук – в таком виде он не свойственен настоящим щам.
Точно так же дважды вносят в щи и другую пряную заправу – петрушку и сельдерей: первый раз – корешком, который вынимают затем вместе с луковицей, вторично – в конце варки, в виде зелени. Остальные пряности – лавровый лист, чёрный перец раздавленными горошками, укроп и чеснок вносят так: первые два раза – за 15 минут до готовности, вторые два – вместе с зеленью петрушки в конце варки.
Щи постные
500-750 г квашеной капусты, 5-6 сухих белых грибов, 1 столоваяложка гречневой крупы, 2 луковицы, 1 картофелина, 1 морковь, 1 репа или брюква, 1 петрушка, 1 столовая ложка укропа, 3 лавровых листа, 4 зубчика чеснока, 1 горошина чёрного перца, 100 г сметаны, 1-2 столовые ложки макового или подсолнечного масла.
Квашеную капусту залить 0,5 л кипятка и поставить в глиняном горшке в духовку на 20-30 минут. Затем отвар слить в отдельную эмалированную или фаянсовую посуду, а капусту посолить, смешать с мелко нарезанным луком, смочить подготовленным ароматизированным растительным маслом и растирать в эмалированной миске деревянной ложкой так, чтобы полностью втереть масло. Затем вновь соединить с отваром и продолжать варить на плите.
Для ароматизации масло нагреть (но не жарить) в сковороде или сотейнике и к нему добавить семена кориандра, аниса, фенхеля, укропа или зелень сельдерея, петрушки.
Подготовить 1 л грибного бульона, соединить бульон с капустой, добавив в него гречневую крупу, и продолжать варить до готовности капусты. После этого щи должны обязательно постоять под крышкой, помлеть, чтобы настояться, минут 10-15, а то и более. Иногда настаивание щей может длиться несколько часов (от 12 до 24), отчего они приобретают лучший и более своеобразный вкус. Такие щи называются суточными, их готовят загодя, за сутки. Именно в это время щи доходят до настоящего вкуса: капуста становится мягкой, кислота и аромат пряностей передаются овощам. Поэтому прежде оставляли щи млеть и томиться после приготовления в лёгком духу русской печи, где они не остывали, или же оставляли на край плиты, где тепло сохранялось, но кипение прекращалось.
Наши предки считали идеальными густые щи, в которых ложка стоит. Ели щи обычно с чёрным, ржаным хлебом.
В этот день было принято обращаться за защитой от дурного сглаза к Марии Египетской. Также эта святая считалась покровительницей кающихся женщин.
В православном календаре это день преподобной Марии Египетской.
Именины (святцы)
Авраамий, Василид, Геронтий, Ефим, Мария, Макар.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.