14 сентября — Семён-летопроводец. Церковное новолетие. По старому стилю 1 сентября. По народным приметам, Семёнов день определял погоду на всю последующую осень. Если тёплая погода, то и вся осень будет сухая. По старому стилю 1 сентября.

По народным приметам, Семёнов день определял погоду на всю последующую осень. Если тёплая погода, то и вся осень будет сухая. Если на Семёновы осенины много тенетника, то осень будет долгая и ясная. Если на Семён-день ветер из-под сонца, то зимой ветры будут с севера.

Определяли погоду и по поведению животных и птиц: если дикие утки садятся, а скворцы отлетают, то осень будет протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семён-день, то жди ранней зимы. Если бабье лето ненастно, то осень будет сухая. Много паутины на Семёнов день — к ясной и холодной зиме.

С 16 века по 1700 год до известного Указа Петра I, перенёсшего празднование Нового года на 1 января, день святого Симеона был первым днём нового года и «судным днём». В Москву съезжались «ставиться на суд» в присутствии государя и бояр. Судебное выражение: «копиться жалобным людям» на судебный день в Москву — известно со времён великого князя Иоанна Васильевича. Такими же «судными днями» для монастырских людей и крестьян, как видно из грамот царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, были Рождество Христово и Троицин день.

Как конец одного года и начало другого, день Симеона Столпника. по установившемуся обычаю. считался срочным днём и являлся сроком уплаты оброков, податей и пошлин. К этому моменту оканчивались все хозяйственные договоры и сделки, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми. Так в писцовых книгах об отдаче в наём земли, рыбных ловель и других угодий говорилось: «Платить оброк ежегодно на срок Семёна Летопроводца».

У крестьян Семёнов день занимал особое место.

Обряд «Осенины». Первая всреча осени.

С этим днём связывался конец лета и начало осени: «Семён лето провожает». Совершался обряд Осенины, первая встреча осени. Начиналось настоящее или старое бабье лето: «Семён бабье лето наводит». Старое бабье продолжалось до 21 сентября — дня рождения Рождества Богородицы. Эта неделя называлась на Руси Семёновская. Об этом времени говорили: «Как не хвались баба бабьим летом, а всё глядти осенина — матушка: на дворе сентябрь — в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!»

С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. При этом богатые люди выставляли у ворот сосуды с брагой и пивом и объявляли, что пироги напечены и мёд наварен. Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где их угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали брагу сначала старым, а потом молодым. Затем играли в игру, называемую «пиво варить», которую начинали песней:

«Ай, на горе мы пиво варили,

Ладо мое, Ладо, пиво варили!

Мв с этого пива все вкруг соберёмся;

Ладо мое, Ладо, все вкруг соберёмся!»

Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур: «Семён-день — семена долой» т. е. семена сами выпадают из колосьев; завершается посев ржи: «В Семёнов день севалка с плеч», «В Семён-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй». С Семёнова дня нельзя засевать семена.

По народному поверью, в Семёнов день нельзя выходить на берег реки, пока не спадёт утренняя роса, так как на утренней заре выходит из воды рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Угорь вообще считался на Руси запрещённой рыбой, которую есть разещалось только в крайнем случае, когда «семь городов наперёд обойдёшь — никакой яствы не найдёшь», да и в этих случаях нельзя касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишённого возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли и по направлению прыжков определяли, где находится краденная вещь. При этом они заклинали угря именем святой Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном.

Кроме того, считалось, что в Семёнов день чёрт меряет воробьёв меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить. Для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть. С Семёнова дня начиналось отпахивание полей для предозранения их от нечистой силы.

Семёнов день считался праздником псарных охотников, совершался их первый выезд в отъезжее поле, притравливались зайцы. Существовало поверье, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют, первая затравка наводит зимою больше добычи».

Обряд «Засидки»

С Семёнова дня начинались «засидки» — работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семёнова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди тёрли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

Бабье лето считалось и бабьим праздником, и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лён. В Семёнов день начинали прясть и затыкать кросна, подготавливали основу на ткацких станках, чтобы ткать холст.

В этот же день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: «Переходы в Семён-день на новоселье — счасье и веселье».

Обряд «Похороны мух»

В Семёнов день девки бегали мух хоронить: «В Семён-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме». «Убьёшь муху до Семёна-дня — народится семь мук; убьёшь после Семёна-дня — умрёт семь мух«. Девушки надевали свои лучшие наряды, делали небольшие гробики из сухих листьев, репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки (тараканов иногда хоронили в щепных гробиках). Затем укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их и с шутливой торжественностью, иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Во время выноса гробиков кто-нибудь выгонял мух из дома полотенцем, либо штанами (что в некоторых случаях считалось более действенным методом) и приговаривали: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать». «Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обряд сопровождался песнями:

«Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязал.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком -

Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали».

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и изгнании насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время мушиных похорон девушки устраивали себе смотрины, старались показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что «с Семёна-дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели».

Обряды «Постриг» и «Сажание на коня»

Ко дню Симеона приурочивались обряды «Постриг» и «Сажание на коня»: «На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай» Его совершали над мальчиками, чаще первенцами «при переходе от младенчества», обычно по исполнении им трёх лет. Обряд совершался не только над крестьянскими, но и над великокняжескими детьми. В последнем случае ритуал происходил в церкви и совершался епископом. Бояре и простые люди исполняли обряд дома в присутствии родных.

Производил постриг крёстный отец. Волосы, выстреженные у младенца, передавались матери, которая зашивала их в ладанку: их принято было хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где их ждал отец с объезженным конём. Отец сажал сына на коня и придерживал рукой, а кум водил коня под уздцы. У крыльца отец снимал ребёнка с крыльца и передавал куму, который вручал крестника куме — «из полы в полу» с поклонами. Кума отводила его к матери. Отец с матерью одаривали кума с кумою, а те, в свою очередь, вручали подарки крестнику. За обедом кум с кумою разламывали на голове крестника пирог с пожеланиями богатства и счастья.

В православном календаре это день преподобного Симеона Столпника. Начало индикта — церковного новолетия.

Именины (святцы)

Аммоний, Ангел, Гермоген, Иисус, Каллиста, Мелетий, Марфа, Семён.

Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий

Случайная цитата

Сила природы — множество. Сила человека — единство природы: личность. Вот это и есть те два камня, на которых стоит философия природы и человека. — М. А. Пришвин

Сегодня
Рубрики
Получайте новые статьи блога прямо себе на почту:

 
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  
Любит — не любит