По народным приметам, если до Фрола не отсеешься — родятся лишь фролы (сорняки). В день Фрола начинаются первые утренники-заморозки.
Святые Фрол и Лавр, по народным поверьям, — защитники и покровители лошадей. Крестьяне им молились о конском здоровье и благополучии. Крестьяне помещали иконы этих святых в красные углы домов, на конюшнях с правой стороны, над яслями, и никто не решался осквернить это место.
В этот день отмечался лошадиный праздник. Лошадей не использовали для работы, какой бы она не была важной. Даже на скачках не седлали лошадей. До дня Флора и Лавра не разрешалось выжигать тавра (клейма) на молодых лошадаях. Любая работа на лошадях могла навести на них порчу и падёж.
С утра лошалей кормили «в полную сыть» свежим овсом и сеном, мыли и чистили скребницей. Существовал особый обряд — купание лошадей. Их приводили к ближайшим водным источникам, где и совершалось купание. Мужчины надевали нарядные рубахи и вели лошадей на поводке в пруд. А сами рядом шли по берегу.
После купания лошадям расчёсывали гривы и хвосты, завивали (вплетали) в них яркие ленточки. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село к церковной ограде, где происходило церковное водосвятие и молебн. После обедни и молебна Флору и Лавру совершалась конная мольба,заключающаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведённых животных освящённой водой. По народным верованиям, это должно было охранять коней от великого лиха: «Умолил Фрола и Лавра жди и лошадям добра Фрол и Лавр до рабочей лошади добер». Часто молебны сопровождались крестными ходами с выносными крестами и иконами, которые направлялись к часовням и святым источникам.
В день Фрола и Лавра устраивали скакалки — скачки наперегонки на неосёдланных лошадях. Если позволяла возможность, скакалки устраивали около часовен, а если нет — на ровном поле за деревней. После скачек устраивалось праздничное угощение; приготовлялось пиво. Мужчины и парни воздерживались от выпивки, так как они учавствовали в скачках. Женщины пользовались этим, гуляя на фролах за себя и за мужчин.
В этот день изготовляли специальный именинный пирог для табунщиков и конепасов. Лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской(ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нёс из церкви за пазухой, чтобы дома разломив на несколько частей дать по кусочку каждой дворовой скотине — от коня до поросёнка. Для лошадей выпекалось обрядовое печенье «фролы», имеющее форму круглых шариков. Выпекались флоры из толокна, реже из ячневой или пшеничной муки. Изготовлялись фролы в большом количестве, их не только давали лошадям, но и ели сами с чаем и молоком, угощали всех кто заходил в дом.
Обрядовое печенье Фролы
0.8 — 1 кг муки, 0.5 л сметаны, 200 г сливочного масла, 3 яйца, 2 столовые ложки сахара, 0.5 чайной ложки сала. В муку или толокно, замешанное на масле, добавить сметану, яйца и сахар. Из теста раскатать жгуты, которые разрезать на части и скатать небольшие шарики (катыши). Выпекать фролы в печи на противнях или сковородах.
Фролов день считался концом основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом. Поэтому этот день в народе ещё называли «досевками». Окончание сева отмечали праздничной трапезой и гуляньем.
В этот день начинались бабьи «засидки». Женщины собирались вместе в одну избу, чаще всего к какой-нибудь вдове с прядением, вязанием и другим рукоделием: «С Фролова дня засиживают ретивые, а с Семёнова — ленивые». Также этот день означал начало «помочей» — помощи всего мира в хозяйственных работах вдовам, сиротам и одиноким старикам.
В православном календаре это день мучеников Флора и Лавра Емилиана Иллариона Диониса и Ермиппа.
Именины (святцы)
Варнава Георгий Денис Иван Емельян.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.