По старому стилю 3 апреля.
По народным приметам, если на Никиту лёд не пошёл, то лов рыбы будет плохой.
В день Никиты крестьяне освящали в церкви хлеб и вешали на рога коровам, чтобы лучше доились. В Никитин день пробуждается от зимней спячки водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном. Крестьяне пытались его задобрить: кормили кашей, хлебом и куриными потрохами.
Водяной
Водяной, водяник, водовик, в славянской мифологии — злой дух, воплощение опасной водной стихии. Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного – лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной, с длинной бородой и зелёными усами. Женские духи воды – водяницы как русалки, считались существами вредоносными, поэтому всем водяным духам приносили в жертву чёрного козла или чёрного петуха. Существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, «любезных водяному». Водяные пугали и топили купающихся. Женились они на русалках или красивых утопленницах. Возраст водяного определить было трудно: при рождении месяца он молод, при смерти его – стар. По ночам водяной любил кататься на мельничном колесе или высовывался из воды в образе щуки, пугая рыбаков. Самое ненавистное водяному животное – заяц. Злой дух не терпел, когда на воде свистели: гнев водяного вызывал сильнейшую бурю.
Изголодавшийся за зиму м сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трёх дней, вплоть до дня Никиты, ломает лёд, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если не будет «угощения» водяному или с ним запоздают, то весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдёт куда-нибудь сам.
Желание водяного получить гостинец, по народному поверью, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах.
Обряд “Угощение водяного”
Перед началом лова рыбаки «угощали» водяного. Ему бросали две-три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина, щепотку табака, приговаривая: «На тебе табочку, а нам дай рыбки». Чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: «На тебе, чёрт, лапти, загоняй рыбу!»
В Никитин день рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую-нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось – платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали её хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня её украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову солёным мёдом, ноги спутывали верёвкой, не шею вешали два старых жернова.
В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лёд к этому времени уже сошёл, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнётся, но стараясь утопить её на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лёд ещё стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда лошадь. После того, как лошадь утонула, старший из рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: «Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же всё обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.
В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережёт рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвёт сетей.
В православном календаре это день преподобного Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской.
Именины (святцы)
Антиол, Галик, Иллирик, Марин, Нектарий, Никита, Феодосия.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.