19 января - Крещение. Богоявление. Водокрещи. По старому стилю 5 января. По народным приметам, если на Крещение метель, то мести ей и через три месяца. По старому стилю 6 января.

По народным приметам, если на Крещение метель, то мести ей и через три месяца. Ясная, холодная погода — к засушливому лету, пасмурная и снежная — к обильному урожаю. Пасмурное небо, идущий снег и большой йней в этот день предвещают плодородный год, ясный день — к неурожаю. В Крещение на полдень синие облака — к урожаю. На Крещение поднимаются сильные вихри — к хорошему роению пчёл. На Богоявление день тёплый — хлеб будет густой. Звездистая ночь на богоявление — урожай на горох и ягоды.

Крещение Господне и Богоявление (Водокрещи) — великий двунадесятый праздник. В этот день церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. Второе название — Богоявление — праздник получил потому, что при крещении Спасителя произощло «явление всех трёх лиц Божества. Отец из отвертых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Святой Дух в виде голубя сошёл на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца». Народное название праздника — Водокрещи — возникло в связи с одним из основных крещенских обрядов — водосвятием, или водокрещением.

В народном календаре день Крещения был одним из важнейших праздников начала года. С этого праздника завершались святки и прекращался контакт людей с «потусторонним» миром. В связи с этим большая часть крещенской обрядности имела очистительный характер.

Готовились к Крещению ещё накануне : избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться чертёнок. В народе верили, чтоутром перед водосвятием все «чертенята должны утонуть. Вечером все по возможности отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое крестьяне считали особенно важным торжеством.

По возвращении со службы и водосвятия крестьяне совершали очистительные обряды, пили святую воду семьёй, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот.

По народным представлениям, в ночь на Крещение открываются небеса. Происходит это в момент, когда Иисус Христос, по поверьям, входит в реку. Знаком отверзания небес для того, кто желает увидеть это, является волнение воды в чашке или стакане. Дождавшись этого знака, следует быстрее бежать на улицу; и если счастливец увидит «разверстые небеса», он может просить у Бога всё, чего пожелает, даже «царство небесное», и получит просимое.

Обряд «Хождение на иордань»

Главным торжеством дня Крещения и Богоявления являлось «хождение на иордань» и водосвятие, для чего в одном из водоёмов на издавна установленном месте делается прорубь — иордань. Участие в торжественном крёстном ходе, молебен, получение святой воды — весь день полон для хритианина особенного значения. После молебна купались в реке, чтобы излечиться от болезней и очиститься от грехов. Те, кто рядился на Святках, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».

Сюда же, на «иордань», пригоняли скот, который священники окропляли освящённой в реке водой. После обедни хозяева раскладывали во дворе не обмолоченные снопы разных культур, разломленный на куски хлеб и ржание лепёшки «козули», оставленные для этого обряда с праздников Рождества Христова и Нового Года. К разложенной пище выпускали из хлевов скотину и в то время, пока она ела, её окропляли принесённой из «иордани» водой; при этом окроплявший животных хозяин надевал шубу мехом наружу. Кормление разными видами не обмолоченного хлеба производилось для того, чтобыскот был сыт весь год. Использование в обряде рождественского и новогоднего хлеба, козуль, вывороченной шубы было связано с идеей приплода: обрядовая пища и мех наделялись в традиционном сознании продуцирующей силой.

Как и в Сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек, используя уже освящённую воду для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу. Молодые парни верхом на лошадях носились по дворам, били мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом.

С этого дня и в течении недели запрещалось полоскать бельё на реке. По народным представлениям, уходящая после Святок в воду нечистая сила может схватиться за бельё и выбраться наружу.

По народным представлениям, ребёнок, окрещённый в Крещение, должен стать очень счастливым человеком. А тот, кто хочет стать счастливым и богатым или приобрести шапку-невидимку, должен одеться во всё новое и во время крещенского водосвятия зарыться в копну сена, накошенного абсолютно новой в ночь на Ивана Купалу, собранную новыми граблями и переношенную на новых носилках. Подойдя к этой копне, нечистый начнёт вынимать смельчака оттуда разными обещаниями, но выходить можно только тогда, когда чёрт даст шапку-невидимку, иначе он может заколоть человека вилами.

Обряд «выбор невест»

В день Крещения вся молодёжь одевалась в свои лучшие наряды. Девушки белились и румянились, надевали по 5-6 рубах с вышитыми подолами. Сверху надевали сарафан, а на него — три или четыре передника с обильной вышивкой. Певерх всей одежды надевалась овчинная шуба, опушённая мерлушечьим мехом. По случаю обряда «Выбор невест» в более крупные местные на праздничную службу и водосвятие съезжались из соседних деревень девушки и парни, намеревающиеся жениться в новом году.

Присматривание «невест» начиналось ещё во время службы в церкве, на водосвятии, когда Невесты стояли на горе или на высоком месте на реке, а парни — под горой. Непосредственно смотрины происходили после возвращения с «иордани» и обеда. Девушки становились в один длинный ряд или в несколько рядов на реке около «иордани» или около церковной ограды, а парни прохаживались между ними. Помимо парней «невест» высматривали их родители. На смотринах оценивались не только внешние каечства девушки (рост, полнота, красота), но и её умение прясть, ткать, шить, вышивать, плести кружева, что обнаруживалось при просмотре надетых на девушку нарядов. При выборе внешних данных, критериев здоровья девушки являлись тёплые руки: матери женихов брали невест за руки, которые во время смотрин (около 2-03 часов) оставались голыми, без руковиц. Девушку с холодными руками считали больной и не подходящей для брака.

После Крещения начинался «мясоед» — время свадеб. «Крещенское рукобитье — к счастливой семье», — говорили в народе.

Крещение Господне, тропарь праздника, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

В православном календаре —Богоявление. Крещение Господне.

Именины (святцы)

Генрих.

Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий

Случайная цитата

Сорняки растут не везде, а только там, где они не нужны. — М. Генин

Сегодня
Рубрики
Получайте новые статьи блога прямо себе на почту:

 
Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Любит — не любит