18 января — Крещенский сочельник — Голодный вечер, Голодная кутья. По старому стилю 4 января. По народным приметам, если сегодня метель, то мести ей и через три месяца. Если на Голодную кутью метель, пчёлы будут хорошо роится.По старому стилю 5 января.

По народным приметам, если сегодня метель, то мести ей и через три месяца. Если на Голодную кутью метель, пчёлы будут хорошо роится. Если утром идёт снег, то гречка уродится хорошей. Если в крещенскую ночь небо чистое, то будет много гороха. Если в крещенскую ночь звёзды очень блестят, то хлеб будет хороший. Яркие крещенские звёзды породят белых ярок. Полный месяц на Крещенский сочельник — к большому разливу. Собаки лают — будет много дичи.

На Крещение — последняя ночь святочных гаданий. Иногда девушки выходили за ворота гадать на первого встречного встечного: встретится старик — не к добру, а встретится молодой парень — в этот год выйдешь замуж.

Гадали и на урожай. По народному поверью, в крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, которым не родиться, остаются сухими. Поэтому выставляли на ночь разный хлеб в чашках и утром осматривали: на каой из них пал иней, тому родится.

«Крещенский вечерок» (второй Сочельник) считался порой разгула нечистой силы. Черти особенно опасны в «нечистых» местах и в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на Святки и в канун Куралы). В эти периоды воможно общение с нечистой силой и иным миром. Они норовят проникнуть в дом оборотнем в любом обличьи: кошки, собаки, свиньи, змеи. Но чаще всего оборотни проникают в дом в обличье странника, младенца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа.

Оборотни

Представления об оборотнях уходят корнями в глубокую древность и связаны с верой в то, что колдун, шаман обладают способностью принимать облик любого человека, животного, растения, даже камня. Вера в оборотней развилась под влиянием идеи о происхождении людей от определённых животных (тотемизм), об одушевлённости всей природы (анимизм), о культе плодородия, связанная с почитанием «Матери-Земли».

У славян год делился на две половины — зиму и лето. Весна и осень — периоды межсезонья — считались «временем между временами», когда природа одушевлена и находится на грани жизни и смерти. В периоды «межвременья», к которым относятся также полдень и полнлчь, души и духи проявляют особую активность. Люди в эти периоды, по поверью, древних, могут, изменив свой облик, побывать в ином мире и вступить в контакт с ним на благо или ущерб себе. Стоило только накинуть шкуру животного или украсить себя другими атрибутами природы, и человек, оставаясь человеком, одновременно превращался в иное существо или предмет, одновременно являясь «ни тем и не другим».

Постепенно в сознании людей развилось представление о том, что одни люди более способны к таким превращениям, другие — менее. Более способные могут быстро и непосредственно вступать в контакт с силами природы, то принося пользу людям, то нанося им вред. Возникла вера в оборотней.

Славяне считали, что волки, которые в жестокие зимы нападают на людей, не что иное, как «волколаки» — люди, превращённые в волков посредством колдовства. Волколак, волкодлак, вурколак — в славянской мифологии оборотень, то есть человек, обладающий способностью превращаться в волка, для чего ему нужно было кувыркнуться через пень либо вбитый в землю осиновый кол или нож. Люди верили, будто человека можно было заколдовать и превратить не только в волка, но и медведя, которые затем способны обернуться собакой, кошкой или пнём. Приметой волколака являлась шерсть на теле, а от настоящих волков он отличался тем, что задние ноги в коленях у него сгибались вперёд, как у человека. По старинным преданиям, волколаки в час затмения съедали луну или солнце. Люди верили, что волколаки превращались в упырей.

Чтобы оградить жилище от проникновения в дом оборотнев, ставили мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надёжной защитой от всего бесовского. «Не поставишь в Крещенский сочельник креста на дверях — быть беде», — говорили в старину. Мел для окрещевания построек святили в церкви вместе с водой. Там, где хаты были беленые, кресты ставили углём. По народному поверью, если не защитить в этот вечер скотину, окропив её и загородь святоц водой, то нечистый будет сильно мучить животных, и утром в Крещение они будут в мыле и в поту.

Крещенский сочельник — день покаяния и строгого поста, подготавливающий верующих к празднику Крещения Господня. Этот праздник отличается торжественностью и пышностью, главное место в нём занимает великое освящение воды. Совершается два освящения воды: одно накануне Крещения — внутри храма, другое — в самый день Крещения — на ближайшей реке или озере.

Считается, что крещенская вода даёт освящение, здоровье, очищение и благословение. В полночь на Крещение ходили за водой на реку. Есть поверье, что в эту пору вода в реках колышется. Вечером наливали в чашу воду, в полночь она должна сама колыхнуться — это добрый знак, человек увидел Господне явление.

Снегом, собранным в крещенский вечер, исцеляли болезни. Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него старались долго хранить. Считалось также, что только с его помощью можно выбелить весь хлост так как следует. Собирали снег и для бани:»Баня всё исправит, снеговая баня красоты прибавит.» Считается, что если собранный в этот вечер снег бросить в колодец, вода в нём весь год не пересохнит и не испортится.

В канун праздника соблюдали строгий пост. Праздничный ужин в Крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Крещенье ставили в хлев для домового с целью обеспечить благополучие для скота. Вечером ели сочиво. Впервые слово «сочиво» упомянуто в «Житии преподобного Феодосия». Звучит фраза так: «Напълнив три возы брашьна, хлъбъ, и сыръ, рыбъ, сочиво же и пшено». Брашно — это зерно ржи.

До начала 20 века сочиво (как и коливо) на Руси готовили, в основном, из зерна ржи, а потом — из пшеничного зрна, риса. Традиция приготовления сочива из пшеничного зерна (реже ржи, риса) сохранилась лишь в сельской местности, где была возможность это зерно приобретать. Именно по этой причине многим городским жителям более знакомы сочиво и коливо (кутья), приготовленные из риса.

Чтобы сочиво получилось действительно сочным, существует несколько спосбов. Можно сделать так: сначала зерно пшеницы замочить, потом в чугунке залить водой в довольно большой пропорции. В результате — после 2.5-3 часов томления в духовке получаются мягкие и вкусные зёрна. Очень важно ещё и горячей сытой (раствором мёда) быстро залить. Тогда сочиво получается в самом деле сочным.

Обрядовое блюдо «Сочиво»

1 стакан зёрен пшеницы, 100 г масла, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки мёда, сахар по вкусу.

Зёрна пшеницы растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая тёплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделить от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зёрен сварить обычную рассыпчатую жидкую кашу, охладить, подсластить по вкусу.

Отдельно растереть мак до получения макового молочка, добавить мёд, всй перемешать и добавить к пшенице. Если каша густая, её можно рабавить охлаждённой кипячёной водой. В конце добавить толчёные ядра грецких орехов.

Если точно сочиво из риса, то рис следует приготовить особо. Стакан риса залить полутора стаканами кипятка, плотно накрыв кастрюлю крышкой, варить рис 3 минуты на сильном огне, 6- на среднем. Ещё 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мёд.

В православном календаре это Крещенский сочельнк. Водосвятие.

Именины (святцы)

Аполлинария, Григорий, Лукьян, Мина, Михей, Роман, Феона.

Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий

Случайная цитата

Для меня нет предпочитаемых цветов, при условии, что они дикорастущие и свободные. Замуровать все оранжереи! — Эдвард Эбби

Сегодня
Рубрики
Получайте новые статьи блога прямо себе на почту:

 
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Любит — не любит