2 августа - Ильин день. По старому стилю 20 июля. Пограничное поведение Ильина дня между летом и осенью связывало с ним много народных наблюдений: Илья лето кончает.По старому стилю 20 июля.

Пограничное поведение Ильина дня между летом и осенью связывало с ним много народных наблюдений: Илья лето кончает. Какой Илья — таково и Воздвижение. На Илью до обеда лето, после обеда осень. Придёт Петрок — отщипнёт листок, придёт Илья отщипнёт и два. С Ильина дня на деревьях лист желтеет. Трава растёт до Иьина дня.

С Ильина дня раньше начинало темнеть. Становилось холоднее. С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются. После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего тёмны ночи. На Ильин день и камень прозябает. С Ильина дня начинаются утренники. Пётр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.

После Ильина дня изменялось поведение насекомых и птиц: муха до Ильина дня кусается, а после — запасается. После Ильина дня комары перестают кусаться. С Ильина дня комары и пауки пропадают. С Ильина дня всякой мухи по решету будет. До Ильи грачи летают по одиночке, а после — большими стаями.

Ильин день — последний летний праздник. Культ пророка Илии на Руси соединялся с дохристианскими славянскими верованиями и приобрёл ярко выраженный народный характер. Святому Илие приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождём, ветром, как Перуну-громовержцу: «Держатель гроз Илья на божью земельку своротил. Илья на телеге поспешает мужиков, да баб стращает. Не разбирая пути-дороги мчит Илья, гонит своего золото-огненного коня». В народе верили, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи-пророка, а день его памяти называли громовым праздником. Предания и поверья приписывают Илье-пророку происхождение не замерзающих зимой родников и ручьёв, произшедших от удара огненных стрел пророка о камень. Над такими святыми источниками ставились кресты и часовни с иконами святого Ильи и Божьей матери, к ним совершались крестные ход, а вода в них считалась целебной.

Народ величал Илью «сердитым,» «огненным», «тученосным», «громовым». Говорили: «На Илье грех возить сено — Илья сожжёт его». На Илью боялись воробьиных ночей, когда гремел гром, сверкала молния, ревел скот, метались испуганные птицы, натыкаясь на разные предметы и падая. В такие ночи человек мучался бессонницей. Чтобы отвести опасность от своего дома, вечером накануне Ильина дня окуривали весь дом ладаном, закрывали полотенцем самовар и зеркало, детей уводили на печной приступок, покрывая их головы платками и молились. По народным поверьям, огненными стрелами-молниями, пускаемыми на землю, Илья-пророк очищает её от нечистой силы и дьявола. Спасаясь от огненных стрел, нечистая сила прячется в домах, в дуплах и кронах деревьев, на межах, под шляпками ядовитых грибов. Часто нечистые оборачивались в домашних животных, диких зверей, змей, рыб. Они даже могли спрятаться в церкви или войти в человека, если на нём не было креста. По народному поверью, Илья может убить невинных людей преследуя нечистого духа спрятавшегося в человеке, поэтому верили в то, что «убитые громом попадают в царство небесное».

Крестьяне знали, если в Ильинскую грозу молния зажжёт избу, то тушить её надо не водой, а молоком или сывороткой. От тучи — сильного дождя с градом и молнией — крестьяне выставляли хлеб и соль за окно, после чего носили их к реке и опускали в воду. В праздник Ильи-пророка приносили в церковь жертву — ногу барана, пчелиный мёд, колосья свежей ржи и зелёный горох. Часть принесённого оставляли в церкви, а частью разговлялись дома.

По народному поверью, Илья-пророк был хозяином дождя. Народные легенды говорят, что дождь идёт потому, что когда Илья развозит по небу воду для святых, «расплёскивает малость». Ильиным дождём умывались от порчи-сглаза, пили воду из святых источников, купались в них.

В народе считалось, что вода после Ильина дня осквернена выкупавшимся в ней чертом. Поэтому купаться после этого дня было нельзя: «С Ильина дня вода студёна купаться нельзя. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».

Несмотря на суровость, Илья представлялся народу ангелом в образе человека, который не имел ни предков ни потомства; птицей небесной, облетающей мир и появляющейся там, где требуется божественное вмешательство; чудесным исцелителем советником в брачных спорах, примирителем детей и родителей. Воздавая должные почести, принося жертвы, соблюдая определённые запреты и молясь, народ надеялся на его защиту и покровительство.

Чудодейственную силу при лечении болезней имели свечи, вытопленные из змеи, убитой в день Ильи-пророка. От зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержцев (в частности, Перуна) из-под которого вытекали бы ключи, вымоченная в этих ключах и привешенная к ладанкам. Имя Ильи-пророка упоминалось в заговоре от опасности в сражениях и в молитве-заговоре «от огненного бою и от сабель и от копий и от всякого ратного оружия на войну идучи и от всякого немеренного меча: Именем святого пророка Ильи от порчи и от стрел и пуля и дробь и ядро стой не ходи ко мне».

К Илье обращались за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, уроков, осуда, притки, прикоса, призору, очес, сглазу, падучей, сибирской язвы, при этом произносился заговор.

Слово «порча» происходит от глагола «портить», то есть ухудшать, повреждать, искажать, сделать из хорошего худое. В народных поверьях порча означает болезнь от колдовства (В. Даль «Толковый словарь»).

По божьему попустительству сатана насылает на человека порчу через своих посредников среди людей. Проявляется порча как в недугах физических, духовных, так и в нарушении взаимоотношений человека с родными, близкими, с окружающим миром. Порча может вызвать болезнь физическую и духовную, расстройство психики, тоску, печаль, страхи и на этой почве различные психические отклонения, называемые шизофренией (раздвоение личности).

Заговор от порчи

«На Океане море стоит Божий остров, на том острове лежит бел горюч камень Алатырь, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче Божий Илья, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с лука и стрелы, да отбивают и отстреливают от (имярек) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и ветроносное язво, туда, куда крылатая птица отлетает».

К Ильину дню обычно поспевала рожь, а в южных районах России жатва уже заканчивалась: «Рожь поспевает к Ильину дню убирается на Успенье.Илья-пророк в поле копны считает». Поэтому в этот день, по обычаю, проводили обряд «Дожинки» («Завивание бороды»). При его исполнениии говорили: «Вот тебе Илья борода — на лето уроди нам рожь до овса». На столе появлялся хлеб нового урожая — «новая новинка», поэтому об этом дне говорили: «Новая новина на Ильин день».

Кроме хлеба, появлялась и новая солома, которой набивали перины, покрывали крыши изб. От первого зажиточного снопа брали солому, чтобы парить и лечить ломоту, болезни ног.

В этот день нельзя было косить сено: «Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниёт, а смётанное сено по полю всё ветром разнесёт», «На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой». «На Илью грех возить сено Илья сожжёт его». Крестьяне примечали, что трава, поздно скошенная с застоявшехся лугов — горчит: «Горьким зимою молоко от коровы возьмёшь».

В Ильин день перегонять пчёл, подчищать улья, подрезать первые соты было запрещено: «На Илью-пророка улья заламывают», «Богат как ильинский сот». К Ильину дню роение пчёл завершалось, чужой рой прилетевший в более позднее время считался ненадёжным и прогонялся: «Ильинский (поздний рой) не в корысть». Ещё один запрет, связанный с Ильиным днём, касался скотины: не разрешалось выгонять на пастбище скот, так как верили, что если это сделать, то рассерженный Илья-пророк погубит и животных и пастуха. По другому поверью звери и змеи, выходящие из своих нор в Ильин день, считались прибежищем нечистой силы, которая может принести вред людям и домашнему скоту, если они будут не дома: «На Ильин день скота не выгоняют в поле боясь грозы и гадов коим в этот день дана воля».

Илья-пророк покровительствовал и охоте и отчасти лесным зверям: «С Илья-пророка открываются волчьи выходы (норы): первый выезд на волков». Иногда всю ильинскую неделю называли «звериной», так как в это время медведь не давл покоя скоту. Охотнику верили в счастливую примету: «Если затравить волка в Ильин день то весь год будет удачным а кость ильинского быка утроит их добычу».

В православном календаре это день преподобного Аврамия. Преподобного мученика Афанасия Брестского; новосвященномучеников Философа Орнатского. Иувеналия. Праздник святого славного пророка Илии. Библейское повествование о вознесении Илии на небо в огненной колеснице породило представления, что он не умер и должен вернуться на землю перед вторым пришествием Христа.

Именины (святцы)

Афанасий. Аврвм. Аарон. Илья. Василий. Касьян. Леонтий. Савва. Философ. Иувеналий.

Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий

Случайная цитата

Розы прививают любовь к природе, а шипы — уважение. — А. Лигов

Сегодня
Рубрики
Получайте новые статьи блога прямо себе на почту:

 
Февраль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728  
Любит — не любит