По народным приметам, если на Рождество яркие звёзды, будет урожайный год. Какая погода на Рождество, такая будет и после Петрова дня (12 июля). На Рождество иней — урожай на хлеб, небо звездисто — урожай на горох. На Рождество метель — пчёлы хорошо роиться будут. На Рождество оттепель — весна будет ранняя и тёплая. День солнечный, ясный — жди хорошей погоды в году. Сугробы высоко набило — к хорошему году. Хороший санный путь — к урожаю гречки. Частые узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчком, — к урожаю. Снег вьётся до крыши — рожь будет выше. Если Рождество приходится на среду, то зима будет плохая, дурная, жатва добрая, пшеница помалу, вина много, скоту мор, старым пагуба.
О том, что Рождество Христово в крестьянском календаре было идним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день играет солнце. В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества ещё четыре раза в году: в праздники Богоявления (Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купала.
Самым важным для крестьян в день Рождества Христова было участие в рождественской литургии. Возвратясь домой из церкви, крестьяне устраивали праздничный обед, во время которого разговлялись.
СВЯТКИ
Большой и шумный праздник Святки длился две недели, начинаясь в Рождественский сочельник (6 января) и завершаясь в день Крещенья (19 января).
Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы. Остаткиритуальной пищи после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения Мороза. Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, угостившись обрядовым блюдом, будут способствовать хорошему урожаю в новом году. Обрядовое кормление покойных родителей, то есть всех поколений предков, которые, по народным поверьям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни.
Весь святочный период был богат обрядами и ритуалами. Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа.
Обряд «Славления Христа»
Славление Христа (Христославление) — святочный обряд, понимаемый народом как воссоздание прихода волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Крестьяне ходили по всем домам деревни с рождественской звездоё и пели специальные песни, в которых славили Христа и поздравляли с праздником своих односельчан.
Количество славльщиков зависило от качества главного атрибута шествия — рождественской звезды, символизирующей вифлеемскую звезду, осветившую Рождество Иисуса Христа и приведшую волхвов к месту Его рождения. В изготовлении этой звезды участвовали все славильщики. Её делали из палок, бумаги, слюды, обёрток от конфет и прочего яркого материала. Обычно для основы звезды использовали обруч сита, внутри него пристраивали палочку с гнездом для свечи, которую зажигали во время шествия. Отверстие обруча и его верхнюю часть по кругузаклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся круглой поверхности рисовали или наклеивали на неё изображение на тему о рождении Иисуса Христа и поклонении волхвов. К основе-обручу приделывали палки, на которые крепили конусообразные рожки — лучи звезды, — украшенные на концах бахрамой из бумаги. Звезда утверждалась на палке-рукоятке. В некоторых местах звезду устраивали так, что от движения руками она делала постоянные обороты, при которых полые внутри рожки-лучи освещались зажжённой свечой. Если звезда была большой, богато украшенной, то и ходить с нею могло больше количество славильщиков. Предварительно участники обряда могли выбрать мехоношу, собиравшего в каждом доме подарки хозяев.
Сам обряд был прост: пение христославлений и поздравлений с праздником и ответное благодарение славильщиков со стороны хозяев. Славильщики заходили в дом и исполняли сначала рождественскую молитву. Исполняли также тропари, кондаки празднику.
Тропарь Рождества Христова, глас 4-й
«Рождество Твое, Христе Боже наш возсия мирови свет разума: в нём бо звёздам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!»
Пели и народные тексты, в которых в сжатой форме отразились события Рождества Христова и Евангелия:
«Славите, славите,
Сами люди знаете:
Христос родился,
Ирод возмутился,
Иуда удавился,
Мир возвеселился».
Славильщики просили отблагодарить за славление:
«Хозяин с хозяюшкой, с праздничком!
Не давай ломком, подавай целком,
Шаньга да копытце не ломается,
Серебряна копейка накидается,
Стопка вина подавается!»
Славильщиков одаривали пирогами, ржаными козулями, калачами (ржаными и крупитчатыми, т. е. из лучшей пшеничной муки: белой и самого тонкого помола), витушками (архаичное обрядовое печенье в виде спирали) и пряниками, баранками, а также мукой и деньгами. Тем, кто кроме слав Христу пел ещё и виноградья (песни-славы хозяевам), выделяли и по 50 копеек, и по рублю. То, что подавали славильщикам, называлось христославным.
Славильщиков часто вовлекали в гадания. Так, чтобы узнать имя жениха, девушки спрашивали его у первого вошедшего славильщика. Стружки для гадания по дыму (в какую сторону дым от стружек, туда и гадающая девушка выйдет замуж) девушки потихоньку нарезали из дуги у славильщиков. Специально для гаданий у славильщиков же воровали по несколько горстей овса, которым обсыпали кольца или использовали его в гадании на сноп: овёс сыпали у порога и под кровать, чтобы во сне суженый пришёл собирать его со своей семьёй.
В рождественский сочельник или рано утром в Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни хозяевам домов, за что вознаграждались обильным угощением.
Обойдя все дома деревни, колядовщики собирались в избе, выкупленной молодёжью для святочных игрищ, и делили подарки. Из части продуктов обходчики готовили еду и угощались все вместе. Незаметно приближалось время игрища, и совместная трапеза с шутками и всеобщим весельем плавно переходила в поседелку.
В некоторых случаях колядование становилось своего рода смотринами невест. Девушки-»невесты», набелившись и нарумянившись, надев лучшие наряды, обходили дома «женихов» и исполняли им величальные песни, после чего хозяева усаживали девушек за стол и вместе с «женихом» угощали их вином, высматривая себе невесту.
В народе Святки считались молодёжным праздником. Взрослое население деревни на третий день псоле Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодёжь же целыми днями развлекалась. Среди любимых развлечений были театральные кукольные представления на тему Рождества Христова — вертепы.
Вертеп
Вертеп — народный кукольный театр. Слово «вертеп» в старославянском языке означало «пещера». Театральное действие вертепа отражало евангельский рассказ о том, что Мария и Иосиф с только что появившимся на свет Иисусом Христом скрывались в пещере во время бегства из Иордании в Египет то злодеяний царя Ирода, повелевшего погубить новорожденного Христа.
Истоки вертепа восходят к западноевропейской средневековой традиции устанавливать в цркви на рождество ясли и фигурки Богородицы, младенца Иисуса Христа, пастухов, осла и быка. Позднее фигурки стали делать подвижными, а кукольные представления переместились из церквей на площади, их стали показывать в переносных ящиках. В Россию вертепный театр проник в конце 17 — начале 18 века через Украину и Белорусию. Там он назывался «батлейкой».
На Руси вертепное представление чётко делилось на две части: религиозную и бытовую. Со временем первая значительно сократилась и приобрела местный колорит: так, кукла, изображающая Рахиль, выглядела как обычная русская крестьянка. Вторая часть вертепа, совершенно не связанная с библейской тематикой, включала без особого порядка разнообразные сценки на основе местного материала: бытовые анкдоты, исторические эпизоды, просто танцы кукол. Народ очень любил шуточные и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, кичливость.
Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. Гадать могли в любой день, но чёрными считались гадания в сочельники, рождественский и крещенский, и в канун Васильева дня (под Старый Новый год). В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае, но самыми главными среди всех святочных гаданий были девичьи.
Повсеместно девушки гадали литье воска, олова, свинца, которые сначала растапливали, а затем выливали в воду, где вещества обретали новую форму. Эту форму внимательно рассматривали и толковали получившийся рисунок или силуэт. На ворожбу с помощью литья были похожими гадания с выпусканием в стакан с тёплой водой яйца, белка или желтка, с сжиганием или намачиванием скомканной бумаги.
О судьбе гадали по вытаскиванию жребия. Девушки складывали в горшок женский головной убор, кусочек хлеба и кусочек дерева, а затем, закрыв глаза, вытаскивали свою судьбу в новом году: замужество, продолжение девичества или смерть.
Самые «страшные» гадания, но одновременно и самые точные гадания были основаны на высматривании. Девушки высматривали жениха в зеркале (одно или два), в воде колодца или проруби. Гадающая покрывалась скатертью и заглядывала в воду, которая символизировала границу между потусторонним и этм «миром», оттуда должен появится образ её будующего мужа. Девушка рисковала своей жизнью, так как находилась в пределах «того света», и могла назад не вернуться.
Наиболее рапространенным гаданием с зеркалом является обряд приглашения суженого на ужин в бане или нежилой комнате. Девушка подготавливала два прибора (ножи и вилки никогда не брали, так как в этом случае нечистый зарежет или заколет гадающую), ставили свечи и, глядя в зеркало на отражение окна за левым плечом, приглашала жениха отужинать.
В некоторых местных традициях ставили два зеркала — одно против другого, и смотрели в образующейся с помощбью зеркал коридор, откуда должен был возникнуть образ суженого. Девушка распускала волосы, расстёгивала пуговицы, оставшись одна в комнате, ставила одно зеркало на стол, впереди себя, второе зеркало — позади себя. Затем ставили две зажжённые свечи на стол возле зеркала и загадывала суженого, глядя в зеркало на столе. Ровно в полночь суженый показывался в зеркале. Как только девушка его рассмотрит, она должна отвернуть от себя зеркало и рти раза сказать Аминь. Иначе девушка может пострадать или даже умереть.
Из-за особой опасности «страшных» гаданий их совершали далеко не все, а лишь смелые и решительные девушки. Эти гадания самые напряжённые психологически, являлись и наиболее яркими и запоминающимися. До сих пор святочные гадания, хотя они и утратили своё магическое значение, остаются одним из захватывающих развлечений в период Святок.
Две святочные недели представляли собой важнейший период в народном календаре, так как старшее поколение передавало младшему народную мудрость, традиции и знания, накопленные предками.
В православном календаре — Рождество Христово (Рождество во плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) — один из двенадцати главных двунадесятых праздников христианской церкви. В православном календаре по значимости Рождество Христово является вторым праздником после Пасхи.
Именины (святцы)
Феодосий, Фелицата, Валтасар.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.