По старому стилю 1 января.
По народным приметам, если в Васильев день сильный мороз и малый снег — к хорошему лету. Если Васиьева ночь звездится, то лето будет ягодисто. Вьюга в Васильев вечер — к большому урожаю орехов. Если ветер дует с востока, то жди жаркое и сухое лето, северный — холодное, с градом. Если к этому дню около кладей, стогов и заборов выдуло снег, то это к неурожаю, а если привалило снег к стенкам и стогам, то к неурожаю. Если на деревьях иней, то год будет урожайный.
В этот день празднуется новолетие по сттарому стилю. Этот день отмечался на Руси особенно торжественно. Встречать новое лето было принято в гостях у старшего в роде. Родственники приходили в гости и не расходились до утра.
Празднование новолетия в Москве
В Москве праздник новолетия начинался в полночь ударом вестовой пушки в Кремле, звоном колоколов на колокольне Ивана великого. Встретив новолетие в семейном кругу, москвичи шли в церковь к заутрене.
После завершения утренней службы в Успенуском соборе патриарх совершал партиаршее молитвословие перед вратами, на церковном дворе. В окружении духовенства царь подходил к евангелию и принимал благословение от патриарха. После этого совершалось торжественное шествие на ивановскую площадь, находившуюся между Архангельским и Благовещенским соборами. Царь вступал на царское место, устроенное на у Благовещенского собора, напротив Красного крыльца. Рядом с царским местом находилось патриаршее место. По обе стороны от царя размещалось высшее духовенство. Царская свита становилась, согласно чину, с правой стороны от царя и за его местом. Иностранные послы, приезжие инотранцы и посланцы из отдалённых русских земель стояли на паперти Архангельского собора. Вокруг почётных гостей располагались стрельцы, одетые в цветные костюмы, со знамёнами и ружьями. Вся Ивановская площадь заполнилась служилыми людьми в праздничных кафтанах. На это торжество можно было попасть лишь по предварительной записи.
Патриарх, осенив царя крестом, спрашивал о царском здравии. После этого читались молитвы и освящалась вода. После завершения молебна партиарх говорил речь, заканчивающуюся словами: «Здравствуй, царь-государь, нынешний год и впредь идущая многия лета в род и во веки!» Затом царя и патриарха поздравляли с низким поклоном духовные власти, бояре, сановые люди, стрелецкие полки и весь народ. В день празднования новолетия из царской казны раздавалась милостыня бедным и нищим, чтобы они молили о многолетнем здравии государя царя. Царь приветствовал народ «милостивым словом». Толпа отвечала: «Здравствуй, здоров будь на многие лета, надёжа государь». Государь отвечал на здравицу земным поклоном, принимал патриаршее благословение и следовал в Благовещенский собор к поздней обедне, а оттуда в царские палаты. Патриарх возвращался в Успенский собор. На этом празднование новолетия заканчивалось. В последний раз торжество новолетия проходило в москве 1699 году.
По народному поверью, Василий — покровитель свиней, хранитель садов от червей. В этой же связи Васильев день крестьяне называли ещё свиным праздником. Для празднования свиного праздника готовили ритуальное блюдо — «кесаревского поросёнка». Это блюдо названо по имени Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Капппадокийской, или Кесарийского. В народе святитель Василий Великий называется Кесаретским. Полугодовалого или нескольких месяцев поросёнка зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он не был. Он символизировал достаток и полноиту жизни крестьянского дома. Обряд съедания кесаретского поросёнка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, представлял собой магическое действие, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия и благополучия в хозяйстве.
До трапезы перед иконой зажигали свечу и молились Василию Великому. На стол насыпали семена различного зерна так, чтобы оно представляло собой изображение креста в круге. Эти семена покрывали скатертью и только потом садились ужинать. Сначала ели горячее (борщ), а потом поросёнка. Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросёнком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночка поросилась, овечка ягнилась, коровушка телилась».
Разделение поросёнка на части называлось «кесаретского ломать». Причём жареного поросёнка не резали ножом, а ломали руками. Сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В это время один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребёнка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребёнку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросёнка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе».
В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где были приготовлено это блюдо, и есть его. При этомкаждый гость должен был дать хозяину за поросёнка денег, сколько мог, деньги на следующийй день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году.
Как и другая ритуальная пища (кутья, блины, кисель), приготовляемая к святкам и другим праздникам, кесаретский поросёнок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику молодёжь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком. Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперёк кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он первым непременно женится в новом году, если девушке — она выйдет замуж.
В православном календаре это обрезание Господне; день святителя Василия Великого.
Именины (святцы)
Василий, Григорий, Пётр, Федот, Феодосий, Эмилия.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.