13 января - Маланья или Васильев вечер. По старому стилю 31 декабря. По народным приметам, если подует в ночь ветер с юга — год будет жарким и благополучным, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов.По старому стилю 31 декабря.

По народным приметам, если подует в ночь ветер с юга — год будет жарким и благополучным, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов. Падает мягкий снег — на урожай, а если оттепель, то лето будет дождливым. Много пушистого инея на деревьях — к урожаю зерновых и хорошему медосбору. Гололёд на деревьях — уродят плоды и овощи. Если в ночь ветер дует с юга — год будет жаркий и благополучный, с запада — к изобилию молока и рыбы, с востока — жди урожая фруктов.

Этот день — канун Старого Нового года. Вторая (богатая кутья). С Маланьей связано понятие изобилия, больших приготовлений. Хозяйки устраивали «щедрование», «щедровки»: наготавливали как можно больше снеди (пироги, колбасы, начинённые гречневой кашей, и вареники), чтобы можно было угостить всех приходящих знакомых и соседей: считалось, что щедрый (богатый) стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Отсюда пошла поговорка: «Как на Маланьину свадьбу». На Васильев вечер, ещё до наступления рассвета, варили ритуальную кашу — кутью.

Кутья

Кутья — ритуальная пища, обязательное блюдо в кануны святочных праздников Рождества, Нового года, Крещения, а также в дни общего поминовения мёртвых, или родительские дни (Масленичная суббота, Радуница, Троицкая суббота и Дмитриев день). Кутья представляет собой кашу из цельных зёрен и ягод, а также мёда, придающего блюду сладкий вкус.

Значение кутьи как обрядовой каши обусловлено символикой её состава. По народному поверью, зёрна, ягоды, мёд возрождают жизнь через смерть. Зерно (чаще всего пшеница, а также ячмень, пшено; в городской среде рис) — символ жизни и плодородия, так как оно сохраняет, воссоздаёт жизнь и умножает её. Добавляемые в кутью ягоды (изюм; сушёная черёмуха) — те же семена и, сответственно, имеют то же символическое значение, что и зерно. Третьим компонентом кутьи был мёд или сыта (разварной мёд на воде). Символическое значение мёда связано с образом пчелы — «Божьей угодницы», поставляющей воск для свечей. Представляемое о пчеле как высоком (божественном) существе нашло отражение в поверье, что она жалит только грешника. Поэтому мёд применяли в обрядах в чистом виде и в составе ритуальных блюд (хмельных напитков, пирогов, пряников и проч.), в том числе и в кутье. Ритуальное вкушение подобной пищи приобщало и человека к этому процессу вечного кругооборота жизни. Поэтому кутья входила в состав блюд святочного периода, открывающего новый календарный круг, а также использовалась в «переходных» обрядах жизненного цикла человека (родины, свадьба, похороны).

В Рождественский сочельник горшок с кутьёй ставили в красный угол вместе с необмолоченным снопом ржи. Часть оставшеёся после ужина кутьи дети разносили по домам бедняков, а часть вместе с другими недоеденными блюдами до утра сохраняли на столе для поддержания душ предков.

Кутья была настолько важным обрядовым блюдом, что дала название святочным трапезам. Первую, рождественскую трапезу, называли «постной» кутьёй. Вторую, в Васильев вечер, — «щедрой». Третью, в Крещенский сочельник, — «голодной» кутьёй.

Гадания

Гадания по кутье

По кутье гадали о будущем годе: если только что приготовленная каша вылезала из горшка. Если горшок с нею треснул в печи, если кутья оказывалась белой и мелкой, это считали предзнаменованием беды в доме. Если же горшок был полон, а кутья во время приготовления покраснела, то в семье ждали удачи и счастья. Девушки, чтобы узнать имя «суженого-ряженого», в Крещенский сочельник выходили на улицу с ложкой кутьи под фартуком и спрашивали имя первого прохожего. С помощью кутьи узнавали и о деловых качествах будущего жениха: готовую кутью ставили на колодец и смотрели, кто прилетит её клевать: если ворон — то жених будет непутёвый, а если сорока — то проворный.

Гадания о погоде

Чтоб определить погоду будущего года, делали так: вечером старший мужщина в семье брал луковицу и разрезал её пополам, выбирал чашечки половинками по числу месяцев в году, расставлял их рядом, ссыпал в них соль до половины. Затем давал слеванаправо чашечкам названия месяцев года — январь, февраль и т. п., и загадывал, какой месяц в году будет более всех дождливый, а какой менее. Чашечки ставили на поддоконнике — ближе к раме. Наутро смотрели, где больше растаяло соли, где меннее, а где и совсем нет. Это указывало на то, какие месяцы будут дождливые, какие сухие.

Гадания о замужестве

Мать завязывала дочери глаза, водила её по комнате, затем отпускала: иди, куда хочешь. Если дочь приходила к двери — значит, её ждёт скорое замужество.

Гадали на кольце: брали обручальное кольцо матери или бабушки, опускали его в стакан с водой и смотрели. В полночь в кольце должен был показаться суженый, если же показывался холмик — это означало, что девушка замуж не выйдет.

Наливали воду на блюдце и пускали туда две тонкие иглы. Если иголки сойдутся, то девушка выйдет замуж за милого.

Из середины поленницы вытаскивали полено, если оно сучковатое — муж вспыльчивый, злой. Сколько на вытащенном полене окажется сучков — столько и детей будет.

По народному поверью, святочные гадания в этот вечер обязательно сбываются.

В православном календаре это отдаяние праздника Рождества Христова; день преподобной Мелании Римляныни.

«Кликанье мороза»

«Кликанье мороза» — обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.

Обряд исполнял хозяин или хозяйка, выносил для мороза «угощение» (овсяный кисель, кутья, блины) и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь (перед сочельническими трапезами в святки), утром (после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг) или днём (во время праздничного обеда в пасху). Хозяин или хозяйка  «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:

«Дед-Мороз, Дед-Мороз!

Приходи блины есть и кутью!

А летом не ходи, огурцы не съедай,

Росу не убивай и ребятишек не гоняй»

Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании — то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплёскивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в его «задабривании»:

«Мороз, мороз,

Ступай к нам кисель есть;

Не бей рожь и житарь,

А на посконь воля твоя».

Именины (святцы)

Мелания, Матртина, Гай, Ириний.

Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Похожие статьи

Оставить комментарий

Случайная цитата

Ничто так не умиротворяет человека, как удивительная красота живого дерева. — Хацуи Като

Сегодня
Рубрики
Получайте новые статьи блога прямо себе на почту:

 
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Любит — не любит