По старому стилю 23 июня.
По народным приметам, если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.
В народе Аграфену (русский вариант имени Агриппина) называли Купальницей, так как день её памяти предшествовал празднику Ивана Купала. Многие купальские обряды в день Аграфены Купальницы совершалось множество купальских обрядов. Ночь с Аграфены на Ивана Купала считалась волшебной, на неё приходился и пик праздничного веселья.
Празднование Аграфены Купальницы
Ритуальным зачином праздника служил сбор всех женщин поселения. На закате солнца, после бани одна из женщин выходила на улицу и кричала: «Сегодня – Купальня, завтра – Иван» и запевала. Девушки и молодые женщины выходили за деревню. Здесь они встречались с женщинами из соседних деревень и все вместе шествовали по дорогам, вдоль полей, взбирались на холмы, готовили обрядовые блюда – каши и кулаги – и совместную трапезу, происходившую обычно в ржаных полях. Пели «купальские»или «иванские» песни:
«Ездил Иван на вулице,
Сбирал девок на гулянья, Молодушек на Купальню.
Пока млада собиралась,
Пока у свекрови допрошуся,
Покуль свёкру доложуся,
С милым ладом сговорюся,
Пока млада собиралась, Все гулянья миновала.
Все цветочки присорвали, Всю купальню притопталии».
Праздник Агафены Купалницы считался женским:
«Как у нас в году три праздника:
Первый праздник Семик честный,
Другой праздник Тройцын день,
А третий праздник Купальница».
Все девушки села одевались в лучшие одежды и выходили на улицу. Они обходили все дома и в каждом просили: «Умойте». Хозяева должны были подарить что-нибудь из украшений – серьги, бусы, ленты.
Девушки и женщины участвовали также в сборе ивановских трав, используемых для украшения поселений, для изготовления банных веников и метел, для гадания.
По народному поверью, с ночи Аграфены Купальницы на утро Ивана Купалы цветут волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, папоротник, разрыв-трава, одолень-трава. Важнейшим символом купальских обрядов является цветок иван-да-марья, жёлтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый – воды. Большим уважением на Купалу пользуются полынь-чернобыльник и крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.
На весь год заготавливали веники для бани из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, пахучей мяты, берёзы. Спозаранку парились в бане, чтобы смыть с себя болезни. Когда топили баню, то на пол настилали траву и цветы иван-да-марьи. Детей водили ополаскивать к чистым родникам. Затем, добротно позавтракав, шли купаться в реках, прудах.
Банный отвар из полевых цветов
Измельчённые полевые цветы (богородицкая трава, иван-да-марья, ромашка, лютик, полынь, мята) поместить в глиняную или фарфоровую посуду, которую заранее надо ошпарить кипятком. Залить кипячёной водой комнатной температуры и нагревать полчаса под крышкой на водяной бане при частом помешивании. Затем сосуд снять с водяной бани и охладить при комнатной температуре 10 минут. Отвары из сырья, содержащего дубильные вещества (листья толокнянки, кора дуба, корневища змеевика и лапчатки, соплодия ольхи и др.), надо процедить сразу после снятия с водяной бани, не охлаждая.
На завтрак готовили обетную кашу из толчёного в ступе ячменя. Варили кашу из крупы, собранной вскладчину – селяне приносили её в общий котёл от каждого двора. Кашей угощали странников, нищих и калек.
В ночь с Агафена на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять посевы, валяясь по полосе.
В этот день прятали от «нечисти» скотину.
В православном календаре это день мученицы Агриппины, жившей в 3 веке. К её мощам собиралось большое количество верующих. Больные, приходившие поклониться к её гробу, чудесным образом выздоравливали. Празднование иконы божьей Матери Владимирской.
Именины (святцы)
Агриппина (Агафена), Аникий, Антон, Артемий, Васса, Герман, Иосиф, Лоллий.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г