По народным приметам, если в морозный день к ночи теплее, то жди долгой стужи.
Об этом дне говорили: «Пришёл Стефан — на нём красный жупан (морозный день)». В Стефанов день крестьяне нанимали батраков, пастуха: «В день святого Стефана каждый чувствует в себе пана». Продолжались начавшиеся в Рождественский сочельник (6 января) Святки. Святки длились две недели и завершались в день Крещения (19 января). По дворам ходили ряженые, начинались молодёжные вечеринки. В этот день, по народному обычаю, девушки хоронили свою грусть-печаль. Для этого в заранее подготовленном месте устанавливали чашу пагубную, и девушки, подходя по очереди, сливали в неё воду, точно смывали тоску с сердца. По всем углам двора ставили осиновые колья – чтобы ведьмы не могли подойти. А для защиты коней от нечистой силы поили их водой через серебро.
«Святые вечера» и «страшные вечера»
Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (От Рождества до Васильевского вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый и до Крещения Господня). Несмотря на то, что весь святочный период считался в народе временем «без креста», т. е. временем, когда только что родившийся Иисус ещё не был крещён, особый разгул нечистой силы связывался именно со «страшными вечерами», что отразилось в соответствующем названии. По народному поверью, в эти страшные вечера Бог на радостях, что унего родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчиленное множество развлечений, которым с таким азартом предаётся легкомысленная молодёжь.
В народе верили, что «шулыканы» — дети кикиморы, рождаются в Святки в ненастные ночи и вылетают через трубу на улицу, где и живут до Крещения. Они могут показаться ворожащим девушкам в виде чертенят чёрного цвета, с маленькими рожками и козлиными ножками. Они делают мелкие гадости: могут пьяного в лужу завести, столкнуть в грязь человека. Считали, что тем, кто участвовал в святочном ряженье, явится нечистый бес.
Кроме нечистой силы в Святки, особенно в «страшные вечера», активность проявляли, по народным представлениям, колдуны и ведьмы. Только колдун или колдуньи, по поверьям, могли прийти в чужую избу, что несомненно, должно было привести к «выведению спорины» в доме, т.е. лишению удачи, благополучия. А во время гаданий нечистая сила может удушить неосторожную гадальщицу или утащить её в «иной мир», что есть одно и то же.
Полное и окончательное очищение от «страшных вечеров», с их ужасами, разгулом и бесчинствами, совершалось в день великого водосвятия в Крещение Господне — в праздник, завершавший Святки.
Православная церковь празднует третий день праздника Рождества Христова. Также это день первомученика и архидьякона Стефана.
Именины (святцы)
Стефан, Фёдор, Лука, Феропонт.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.