По старому стилю 2 февраля.
По народным приметам, если на Сретение будет оттепель — к ранней тёплой весне.На сретение снежок — будет затяжная и дождливая весна. Если холода придут — жди весну холодную. Если курица напьётся у порга воды — весна будет ранняя и тёплая. Если в Сретенье метёт снег, то хлеб уродится, а если будет тихо и красно, то летом будет хорош лён. В Сретенье капель — к урожаю пшеницы а ветер — к урожаю фруктов.
На Сретенье крестьяне обходили свои дома с иконой Сретения Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья становилась на колени и молилась:«Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».
Однако у крестьян Сретение не считалось большим праздником. В традиционном сознании название праздника связывалось с представлением о том, что в этот день происходит встреча зимы и лета: «Сретенье — зима с весной встретились». Дети утром окликали солнце, чтобы скорее взошло, весну принесло:
«Соолнышко-ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за горы, выгляни,
Солнышко до вешней поры!»
При этом примечали: если солнце перед закатом выглянет сквозь облачную наволочь, то это означает, что прошли последние морозы; если же солнце вовсе не покажется — ожидай строгих власьевских морозов 24 февраля.
В этот день особенно заботились о домашней птице, скотине, семенном зерне и плодовых деревьях. Считалось, что ветер в сретение отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фркутов. В связи с этим был распространён обычай после сретенской заутрени трясти руками фруктовые деревья. В этот жн день хозяйкм начинали усиленно кормить кур, чтобы они были яйценоскими. В связи с этим обычаем говорили: «Корми в сретенье кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».
В Сретение существовал обычай носить в церковь свечи для освещения. Эти свечи назывались «громницами» и дали одноимённое название празднику. Обряд освящения свечей на сретенской службе связан с католической традицией и восходит к древнему обычаю римской церкви совершать процесии с зажёнными свечами или факелами в праздник Сретения.
Крестьяне возвращались из церкви с зажжённой «громницей» и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения хлеба и свечи вокруг стола. Свечам-громницам в народе приписывалась магическая способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу.
В праздник сретения крестьяне поджигали друг другу крестообразно волосы, считая, что это помогает от головной боли. Сретенскую свечу давали в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу. Сретенскими свечами-громницами отгоняли лихоманок.
Лихоманки
Лихоманки — демоны болезни в облике женщин. Это двенадцать крылатых сестёр, чахлые, заморенные всегда голодные девы, иногад даже слепые и безрукие с говорящими именами Трясея, Огнея, Озноба, Гнетея, Грудица, Глухея, Лонея (Костоломка), Пухнея, Желтея, Корчея, Глядея и, наконец, Невея — всем лихорадкам старшая сестра. Невея страшнее всех и если уж вселится в человека, то он вскоре неминуемо умрёт. Считалось, что лихорадки томятся в подземельях в цепях и выоетают лишь тогда, когда им удаётся избавиться от оков. Они вселялись в людей и начинали их трясти, расслаблять суставы и ломить кости. Измучив одного человека, лихорадка переходила в другого. Она целовала жертвы, и от прикосновения её уст человек тут же заболевал. У кого губы обметаны болезнью, о том в народе говорят: «Лихоманка поцеловала». Славяне верили в существование двенадцати сестёр-красавиц — весенних лихоманок и двенадцати костлявых старух — лихоманок осенних.
Заговор от лихоманки
Заговор читается тридевять раз в бане, и столько же раз парят больного веником: «Окаянная Сатана, трясовица и огневица, избравшая мене, раба Божьего (имя); где почивают четыре Евангелиста: Иоанн Богослов, Лука, Марко, Матвий, бессребренники чудотворцы Козьма, Демиан, Кирилл, Иона, Пантелей, Ермолай, возьмут тя, окаянную сатану, трясовицу и огневицу, от меня, раба Божьего (имя), выведут и ввергнут в пещь огненную и оградят именем Господним всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Затем веник выбрасывается в поле на запад.
В православном календаре 15 февраля — праздник Сретение Господне, один из двенадцати важнейших праздников христианской церкви.
Именины (святцы)
Гавриил, Иордан.
Источник: Н. В. Белов. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день. 2010 г.